Битюг и другие породы лошадей тяжеловозов в России

В России породы тяжеловозных лошадей относительно молодые и не могут похвастаться многовековой историей. В мировой истории тяжеловозы известны с давних времен и использовались для полевых работ, доставки грузов, расчистке леса, как транспортные животные и верховые. По сей день тяжеловозы выполняют часть работ, активно используются в сельской местности и являются национальным достоянием в некоторых странах.

Краткая историческая справка

Тяжеловозы — уникальные лошади, отличающиеся покладистым и дружелюбным нравом при всей своей силе и внушительности. Российская селекция в этом направлении началась довольно поздно, в конце XIX века. Первопроходцами стали владимирские тяжеловозы, официально признанные в 1946 г., несмотря на использование их по назначению на протяжении не одного десятка лет.

Следующими в очередности стали русские. В силу сложившейся на тот момент тяжелой ситуации в стране, сказавшейся на нехватке кормов, кони получились более поджарые и подвижные. Из всех представителей советские тяжеловесы самые молодые. Выделяются внушительными габаритами и высокой молочностью. В разведении за прототип брали западноевропейских представителей.

В Европе тяжеловесы пользуются не меньшей популярностью. Во многих странах они являются неотъемлемой частью исторического наследия. С давних времен и по сей день ими гордятся и почитают. Некоторые породы лошадей появились задолго до официального признания. Их легендарная кровь по всему миру служила основой для выведения новых гибридов, с лучшими показателями. Некоторые сохранились в неизменном виде с момента получения статуса.

Российские породы тяжеловозов

Владимирский тяжеловоз

История породы

История владимирского тяжеловоза начинается в 1886 году, когда для Гаврило-Посадского конного завода закупили несколько десятком шотландских клейдесдалей для выведения новой упряжной тяжеловозной породы. Шотландских жеребцов скрещивали с местными сильными, коренастыми и не крупными кобылами. Перед селекционерами стояла задача закрепления силы и экстерьера, высокой адаптивности и выносливости. Первые результаты были получены в начале 20 столетия — лошадей новой породы начали приобретать для работы в местных хозяйствах. Еще через десять лет было сформировано племенное ядро конного завода. А официальное признание владимирцы получили в 1946 году.

Экстерьер

Средние промеры лошадей составляют:

  • в холке от 162 см до 171 см,
  • обхват груди до 200 см,
  • пясть — до 24 см.

Голова крупная, с немного горбоносым профилем, шея длинная, с выраженным затылком, сильная, косая лопатка. Плечи хорошо обмускулены. Спина длинная, круп слегка опущен. Постав ног правильный, копыта широкие, с прочным и твердым рогом. Масть — чаще гнедая, вороная, рыжая. Густо обросшие хвост с гривой.

Особенности породы

Владимирцы — активные и энергичные, умные и дружелюбные лошади, с уравновешенной психикой и живым темпераментом. Движения свободные, с хорошим захватом пространства. Сегодня разведением владимирских тяжеловозов занимаются Гаврилово-Посадский конный завод, Монастырское подворье и несколько частных племенных хозяйств. Поголовье насчитывает около 200 маток. Владимирские тяжеловозы обладают хорошим здоровьем, выносливы и неприхотливы к условиям содержания. Используется порода не только в национальных соревнованиях среди тяжей, но и в драйвинге, конном туризме и для дамской езды.

Тяжеловоз владимирской породы Лазурит

Русский тяжеловоз

История породы

Порода начала формироваться на рубеже 19 и 20 веков. Для выведения использовались тяжеловозы арденской породы, першероны, русские упряжные лошади. Официальную регистрацию и национальную племенную книгу они получили только в 1952 году.

Экстерьер

Русские тяжеловозы некрупные, мускулистые, коренастые лошади. Средние промеры:

  • в холке до 154 см,
  • пясть в обхвате — 21 — 23 см,
  • средний вес у кобыл — 620 кг, жеребцов — 655 кг.

Животные обладают длинными линиями туловища, глубокой мускулистой грудной клеткой, спина длинная, отчего часто кажется мягкой. Круп свислый. Шея длинная, с красивым изгибом, хорошо выраженным гребнем. Масть чаще всего рыжая всех подмастков, чалая, встречаются гнедые и вороные особи с примесью чалости или седины.

Читайте также:  Как отличить утку от селезня — надежные методы

Особенности породы

Русские тяжеловозы неприхотливы к условиям содержания и могут обходиться только скудными грубыми кормами. Они отлично переносят как сильные морозы, так и жаркие летние температуры. Используются в различных конных шоу, принимают участие в выставках, драйвинге, соревнованиях среди тяжеловозов.

Русский тяжеловоз — чемпион Эталон

Кобылы отличаются высокой молочностью, что позволяет использовать их для производства кумыса. За период лактации кобыла дает до 3500 литров молока. Второе использование молока — изготовление детских смесей, поскольку по своему составу оно очень близко к грудному молоку.

Советский тяжеловоз

История породы

Советские тяжеловозы — результат скрещивания французских брабансонов и местных крупных лошадей. К породе также приливалась кровь суффолков, арденов и першеронов для повышения выносливости и большей приспособленности к условиям российского климата и быта. Официально порода были зарегистрирована в 1952 году.

Экстерьер

Советские тяжеловозы среди российских пород — рекордсмены. Их рост может достигать 175 см при весе в 950 — 1000 кг.

У лошадей сильная, короткая спина, короткая шея с выраженным гребнем, развитая грудь и мощный плечевой пояс. Поясница широкая. Круп слегка обвислый. Ноги крепкие, сухие, средней длины с плоскими широкими копытами. Голова не большая, с хорошо выраженными ганашами, профиль чаще прямой или слегка горбоносый. Крупные размеры и большой вес иногда приводят к недостаткам экстерьера — косолапости, саблистости. Масть чаще рыжая всех подмастков.

Особенности породы

Лошади этой породы отличаются спокойным нравом и добротой. Они довольно сильные и могут перемещать грузы в несколько тонн на большие расстояния. Абсолютный рекорд принадлежит жеребцу Форсу, который протащил за собой груз в 23 тонны несколько десятков метров. Лошадей активно используют в сельском хозяйстве. Можно их встретить и в упряжных видах конного спорта, на всевозможных конных шоу и выставках, а также под седлом.

Экстерьер породы

Тяжеловозы практически не используются ни в одной дисциплине конного спорта, так как из-за коренастой конституции тела они не наделены от природы гибкостью и легкими движениями. Однако существует множество характеристик, которые привлекают понимающих и любящих лошадей людей:

  • Плавный аллюр. Не стоит добиваться от этой лошади выполнения элементов выездки, высоких прыжков и быстрого движения. Да и «карьер» у тяжеловесов практически невозможен из-за толщины ног и массы тела. Однако поступь шаг—рысь—галоп очень удобна для любого наездника. Даже несмотря на то, что грузовая лошадь крупная и высокая, ездить на ней очень комфортно. При движении их тело не поднимается высоко, поэтому тряска в седле не ощущается.
  • Габариты. Как и многие другие породы, тяжеловоз имеет своих родоначальников. Предки современных лошадей в Средние века считались в первую очередь рыцарскими конями, и лишь затем — фермерскими тяжелоупряжными. Рост такой лошади достигал 170—200 см, а вес почти 900 кг. Но, несмотря на такую большую силу, выносливости тягловому коню не хватало.
  • Пообщавшись немного с тяжеловесом, многих покоряет их миролюбие, спокойствие и очарование. Представители этой породы покладистые и добродушные. Они прекрасно ладят как со взрослыми людьми, так и с детьми, всегда дружелюбны с другими животными. Многие заводчики отмечают, что, невзирая на существенную разницу в размерах, среди этих животных совсем немного бунтарей и агрессоров в общении с человеком.
  • При проведении племенной работы первостепенной задачей является улучшение их генетики, что позволяет потомкам приобретать такие качества, как высокая приспособляемость к различным климатическим условиям, большая грузоподъёмность и неприхотливость в рационе и уходе.

Качество экстерьера у таких лошадей остаётся на втором месте вслед за силовыми показателями. В России, как и в большинстве других стран, их разводят преимущественно для выполнения сельскохозяйственных работ и только потом — для участия в зрелищных специализированных соревнованиях. Находится и много любителей спокойной верховой езды, для которых эта порода просто незаменима.

Породы отечественной селекции

Среди российских селекционеров есть чем похвалиться перед иностранцами:

Владимирская тяжеловозная

Эта порода лошадей была выведена во Владимирской области. Для её получения селекционеры скрещивали тяжеловозные породы, привезенные из Европы. Изначально целью выведения было усовершенствование качества европейских пород, однако в результате получили совершенно новую, которая стала огромным достижением для отечественной селекции.

Читайте также:  Инструкция по применению и состав «Фоспренила» для кошек

Важно! Отличительной чертой, характерной только для этой породы, является раннее развитие жеребят. Например, лошадки уже к 3-летнему возрасту полноценно развиваются и становятся готовы к тяжелым работам и размножению

Однако есть у этой породы и существенные минусы. Например, длинная и узкая спина, которая снижает выносливость лошади, а также узкая грудная клетка, затрудняющая дыхание при больших нагрузках.

Вес владимирского тяжеловоза составляет около 700 кг, что почти в 2 раза меньше его европейских собратьев. Данный вид лошадей полностью оправдывает свой небольшой вес. Они послушны, спокойны, являются идеальными для конного спорта и скачек, быстро адаптируются к любым условиям содержания. Поначалу кони, как и любые другие виды, могут проявлять характер, но ласка и доброе слово способны сделать из этих огромных тяжеловозов настоящих друзей человека.

Русская тяжеловозная

Данная порода лошадей знаменита, пожалуй, своей неприхотливостью. Она способна выполнять огромные физические нагрузки и при этом не требовательна к условиям содержания и корму. В отличии от других тяжеловозов, которые в основном служат человеку для транспортировки груза, русские тяжеловозные лошади также могут вырабатывать и молочную продукцию, причем в немаленьких количествах. Лошадиное молоко идет на производство особого напитка — кумыса, а также на изготовление сыров.

Русская тяжеловозная

Внешность у таких кобыл довольно типичная: короткая, мускулистая шея, большой, широкий лоб, густая грива и массивные, устойчивые конечности.

Битюг

Битюг — это ломовая лошадь, которая была выведена на рубеже 18 в русскими крестьянами, происходившими из Воронежского уезда. Эта порода была получена в результате ряда скрещиваний между имеющимися тогда в России тяжелыми породами, а также иностранными лошадьми, которых Пётр Петр свез в Петербург со всего мира.

Битюги имели большое значение для России тех лет, они значительно облегчали крестьянский труд на полях. Но, несмотря на это, у данной породы имелся ряд существенных недостатков, среди которых тонкие ноги, слабая спина и недостаточно развитая мускулатура.

Обратите внимание! В настоящее время эта порода исчезла совсем. Иногда битюгами ошибочно называют других тяжеловозов

В конце 19 в. численность представителей этой породы начала резко снижаться. Связано это было с сокращением площади земель, на которых выращивали кормовые культуры. Лошади много времени проводили в конюшнях, не занимаясь физическими нагрузками, и ели непригодную для своей физиологии пищу.

Несмотря на обилие техники, в современном мире тяжеловозы всё еще очень много значат. Их используют на фермах в качестве перевозчиков тяжелых грузов, они незаменимы в конном спорте, верховых прогулках, а также продуктивном животноводстве: получении молока и мяса.

Особенности разведения

Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.

У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.

Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.

Суффолк

Суффолк встречается уже в исторических книгах 1506 года, однако официальным годом появления разновидности жеребцов принято считать 1764. Данный вид имеет массивный корпус, плотные кости, несколько короткие конечности, красивые круглые копыта, сильную и прямую спину. Могут весить до тонны, а некоторые жеребцы имеют рост от 165 до 174 см.

Также они бывают в каштановой масти с красивой отметиной в форме звездочки. Бывают красно-коричневые, лимонные, светло-каштановые и другие. У этих красавцев отличный характер, они добры и послушны, при этом очень работоспособны, им не нужно большое количество корма. Молодых жеребцов можно быстро научить выполнению любых физически тяжелых работ.

Первоочередными задачами, для которых привлекали суффолков, было выполнение тяжелых сельскохозяйственных работ. Фермеры Восточной Англии применяли этих животных для возделывания глинистой почвы, что было достаточно трудоемким и сложным заданием. Такие красавцы очень послушны, верны и сильно преданны своему владельцу. Суффолки способны прожить около трех десятков лет, больше двадцати их которых они отдают служению своему хозяину.

Читайте также:  Разведение овец как бизнес для начинающих

Аппалуза.

Аппалуза — чубарая порода лошадей, выведенная и популярная в США. Эта порода была выведена индейцами племён не-персе путём селекции из потомков лошадей испанских конкистадоров и пород, ввозимых в Америку европейцами. После военного поражения не-персе потеряли много своих лошадей и утратили традиции коневодства. Порода сохранилась благодаря небольшому числу любителей и в полной мере была восстановлена в 1938 году вместе с образованием клуба любителей аппалуза. Масть чубарая, может варьировать от темной с белыми пятнами до почти белой с небольшими темными пятнами. В отличие от других чубарых лошадей пятнистый окрас имеет не только шерсть, но и кожа.

Арденская лошадь

Эти непарнокопытные были известны ещё при Юлии Цезаре. В начале ХХ века их применяли при военных конфликтах, для транспортировки артиллерийских орудий и в кавалерии. Позднее их способности пригодились в сельском хозяйстве, конном спорте. Также этих коней пускают на производство конины. Особенности экстерьера:

  • высота в холке — 1,6–1,62 м;
  • масса — 0,7–1 т;
  • голова — тяжёлая с широким низким лбом и немного выпуклым профилем;
  • шея — отличается средней длиной;
  • грудной отдел — характеризуется глубиной;
  • спина — укороченная, с мускулистой поясницей;
  • конечности — сильные, с крепкими суставами;
  • грива — пышная;
  • масть — рыжая, гнедая, вороно-серая, гнедо-чалая, с белыми пятнами в форме звезды;
  • характер — покорный, неприхотливый, мягкий.

Достоинства:

  • высокая производительность мясной продукции;
  • работоспособность;
  • живучесть;
  • большая грузоподъёмность;
  • непритязательность к кормам и мероприятиям по уходу.

Недостатки у породы не выявлены.

Важно!Тяжеловозные лошади должны работать не дольше 6–8 часов в день с часовым перерывом на отдых.

История появления и разведения тяжеловозов

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость, с которой это животное могло переносить его на большие расстояния. Многим известны фризская, арабская, ахалтекинская и многие другие породы коней, которые часто участвуют в скачках и прочих спортивных соревнованиях. Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой. Они активно разводятся, как и множество видов других сельскохозяйственных животных, включая коров и свиней с овцами.

Лошадь всегда была верным другом человека, а он в свою очередь ценил удобство и скорость

Эти животные поражают весь мир своей грацией, резвостью и удивительной красотой

Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы. Это животные, которые предназначены для перемещения массивных грузов, и отличаются целым рядом характеристик, не свойственных верховым коням.

Но огромную пользу человеку принесли не только верховые скакуны, но и другой вид лошадей – тяжеловозы

История появления и разведения тяжеловозов

Самая большая порода лошадей тяжеловозов

В мире существует больше сотни пород тяжеловозов. Одни были выведены опытными коневодами, другие появились на свей под средством хаотичного скрещивания местных пород. Вес любого жеребца тяжеловоза в среднем достигает 900 кг, а рост – 160 см.

Отличия между породами незначительные, но большинство коневодов со всего мира сходятся во мнении, что самая большая порода лошадей в мире – это Шайр. Эти животные не только выполняли сложнейшие работы в поле, но и были под седлом рыцарей с алебардами и тяжелыми доспехами.

Самая большая порода лошадей тяжеловозов

Интересно! Абсолютным рекордсменом в мире до сих пор считается Шайр по кличке Самсон-Мамонт. Вес животного достигал 1520 кг, и это при росте в холке – 220 см. Настоящий Мамонт среди коней.

Как выглядит животное? Он имел кремовый окрас от гена кремелло (Ccr), а его кисти, голова и хвост были значительно темнее. Жеребец имел очень мягкий и ласковых характер. Это по праву, огромная и красивая лошадь в мире. Мамонт давно ушел из жизни. Ежегодно появляются новые породы тяжеловозов, попадающие в книгу рекордов Гиннесса. Что это за кони?