Лошади тяжеловозы — обзор пород, характеристики

Тяжеловозные породы лошадей не участвуют в скачках и не могут похвастать грациозными движениями. Предназначение этих животных иное – они используются для выполнения тяжёлой работы и перевозки грузов.

Возникновение породы

В 1886 году на базе Гаврилово-Посадского дворцового конного завода создаётся государственная заводская конюшня, где наряду с разведением скаковых лошадей начинаются селекционные работы по созданию рабочей тяжеловозной породы. За основу были взяты шотландские тяжеловозы клейдесдаль, обладающие крупным телосложением и примечательной окраской. Жеребцы этой породы скрещивались с местными низкорослыми, но выносливыми кобылами.

Потомство, полученное в результате этой работы, обладало ценными качествами родителей, а именно: силой, выносливостью, хорошей адаптивностью к условиям окружающей среды. Помимо этого, лошадь получилась красивой и грациозной. Уже на заключительных этапах селекционной работы были привлечены английские тяжеловозы шайр, которые в меньшей степени повлияли на формирование породы лошадей владимирский тяжеловоз.

В начале XX века работы по выведению владимирской породы лошадей проводились беспорядочно, и лишь в 1936 году, после реформирования Гаврилово-Посадской заводской конюшни в госплемрассадник, была проведена систематизация результатов селекционной работы и типизация имевшегося на тот момент поголовья. Официальный статус владимирский тяжеловоз приобрёл лишь через 10 лет, в 1946 году.

Назначение тяжеловозов

Лошади тяжеловозы создавались с целью тяжелой работы на полях или в упряжке. Эти рабочие лошади — сильные и выносливые, они использовались в качестве тяжеловозного транспорта, перевозя грузы на большие расстояния, передвигаясь ровной рысью.

Работа на лошади в поле

Назначение тяжеловозов

Времена изменились, и грузы перевозятся на транспорте и рабочая лошадь тяжеловоз стала не нужна. Но эти сильные и статные животные не утратили былой популярности, хотя и востребованы не так, как раньше. Их используют:

  1. В сельской местности для перевозки грузов, для получения молока и мяса;
  2. В городских условиях идет активное восстановление пород: они нашли применение в спорте, шоу и туристическом бизнесе;
  3. Исторические места Европы прекрасно дополняют лошади тяжеловозы. Они создают особый колорит, привлекая туристов.

Отличительные признаки породы

При взгляде на картину «Три богатыря» известного художника в глаза бросается помощник Ильи Муромца — сильный мускулистый конь. Именно такими и являются лошади породы Владимирский тяжеловоз.

Отличительные признаки породы
  1. мощный мускулистый торс (обхват груди до 2 м, а вес животного может достигать 1200 кг, хотя усредненные показатели таковые: скакун — 760 кг, а кобыла — 690 кг);
  2. высокий рост (в холке — до 175 см, высота пясти — около 30 см);
  3. массивный горбоносый череп;
  4. длинная косо поставленная лопатка;
  5. широкая дугообразная шея;
  6. рельефная удлиненная спина и выделяющийся круп;
  7. большое количество длинных волос на мускулистых конечностях ниже скакательного сустава (наследие от клейдесдалей);
  8. густая ниспадающая грива и волнистый длинный хвост (последний может спускаться практически до земли).
Отличительные признаки породы

В настоящее время по окрасу преобладает гнедая масть, хотя нередки появления представителей Владимирского тяжеловоза рыжей и вороной мастей. Удивительно, но часто можно заметить животное с белыми пятнами на голове, в области живота и конечностей (ниже скакательного сустава).

Отличительные признаки породы

Отличительные признаки породы

Порода лошадей тяжеловозов, выведенная в Бельгии

Бельгийский тяжеловоз или Брабансон – один из конкурентов Владимирской породы. Эти животные очень хороши. Они появились на свет еще во времена рыцарских турниров. Однако лишь в конце XIX века вырос спрос на эту породу.

Брабансоны являются ближайшими родственниками Советских тяжеловозов. Ведь именно представители этого семейства были использованы для выведения русских лошадей. На протяжении веков Брабансоны использовались для перевозки рыцарей. Современные лошади этого вида мало чем уступают Владимирским тяжеловозам.

Они имеют следующие характеристики:

Порода лошадей тяжеловозов, выведенная в Бельгии
  • порядка 1,7 м высоту в холке;
  • вес тела от 800 кг.

Конь тяжеловес Брабансон внешне не так красива, как наш тяжеловоз. Он имеет небольшую голову, короткую шею, массивные плечи и короткое компактное туловище. Окрас данных животных обычно золотисто-рыжий с темными отметинами. Реже встречаются гнедые или белые представители породы.

Читайте также:  «Байтрил» для кошек: инструкция по применению

Главные преимущества этих лошадей – это выносливость и сила. Кроме этих качеств животные обладают такими плюсами, как нетребовательность в еде и уходе, а также устойчивость к различным заболеваниям. Брабансоны до настоящего времени используются на многих фермерских хозяйствах Бельгии. Спрос на представителей этой породы не уменьшается с годами.

Другие тяжеловозные лошади

Многие европейские породы тяжелоупряжных лошадей повлияли на развитие отечественных, поэтому стоит ближе познакомиться и с ними.

Бельгийский брабансон

Предки брабансонов – ардены и фламандские лошади. Бельгийцы по праву могут гордиться своим детищем, так как сегодня эта породная линия считается самой лучшей среди всех тяжеловозов в мире.

Экстерьер:

  • рост до 165 см;
  • небольшого размера голова;
  • крепкая широкая шея;
  • округлая глубокая грудь;
  • мощная спина и крестец;
  • сбитый круп с хорошо выделяющимися мышцами;
  • ноги сухие и сильные, короткие, с правильной постановкой и прочными копытами;
  • масти – гнедая, бурая, а также рыже-чалая.

Основные преимущества породы – раннее созревание, молочная продуктивность кобыл, длительный срок использования в воспроизводстве и неприхотливость.

Другие тяжеловозные лошади

Внимание! У породы был только один существенный недостаток – вогнутая линия крестца. Селекционерам удалось устранить этот наследственный дефект.

Клейдесдаль

Эти лошади создавались в Шотландии, в их жилах течёт кровь аборигенных диких лошадей и фламандских жеребцов. Кони отличаются гармоничным телосложением. Характеристики породы:

Порода Клейдесдаль

  • длинная ровная шея;
  • компактная голова с зауженной лобной частью;
  • ноздри широкие;
  • глаза большие и выразительные;
  • укороченная широкая спина;
  • компактный рельефный круп;
  • конечности средней длины, жилистые, оброслые ниже скакательных суставов;
  • масть гнедая.

Внимание! Для породы клейдесдаль характерно наличие белых отметин в нижней части ног.

Першерон

Тяжеловозная порода першерон родом из Франции. Считается, что в жилах этих лошадей течёт кровь булонских, бретонских и арабских предков. Несмотря на свои крупные габариты, животные отличаются грациозным лёгким ходом и небывалой ловкостью.

Характеристика экстерьера:

  • высота в холке достигает 1,62 м;
  • грудь мощная, в обхвате 1,97 м;
  • пясть – 23–24 см;
  • голова с широким немного выступающим лбом и тупым носом;
  • уши удлинённые;
  • ноздри большие;
  • шея короткая мощная;
  • круп компактный округлой формы;
  • низкая посадка хвоста;
  • спина широкая, но короткая, сильная;
  • ноги очень мощные с крупными суставами;
  • масть преимущественно серая в разных вариациях.

Першероны – умные, покладистые и выносливые лошади. Сегодня их используют в цирке, а также для конных прогулок в сфере туризма. В сельской местности они являются прекрасными помощниками на полевых работах. Жеребцы нередко применяются для улучшения характеристик других породных линий.

Лошадь Першеронь

Другие тяжеловозные лошади

Эта порода признана одной из древнейших среди тяжелоупряжных. Родом она из Англии. Во времена Крестовых походов кони использовались в военных целях, а позже стали применяться как упряжные. В XVIII столетии шайров задействовали в сельскохозяйственной сфере. В послевоенное время порода оказалась на грани исчезновения, как и многие другие. Сейчас её пытаются возродить.

Характеристика:

  • рост – 1,80 м (некоторые представители выше 2 м);
  • большая голова с широкой лобной частью;
  • длинная и мускулистая шея;
  • низкая холка;
  • массивная широкая грудная клетка;
  • крестец мощный, плотный;
  • круп округлый;
  • конечности средней длины, крепкие;
  • масти – гнедая, серая, рыжая и вороная;
  • для шайрской породы характерна лысина на голове и белые «чулки» на задних конечностях.

Справка. Рабочая лошадь тяжеловоз шайр обладает уравновешенным характером и тонким умом, а ещё она славится мягким аллюром.

Почти все тяжеловозные породы лошадей оказались в печальном положении, когда начался век механизации. Только благодаря современным энтузиастам удалось сохранить этих лошадей. Сегодня они демонстрируют свою мощь, участвуя в выставках и на испытаниях.

Экстерьер лошади

У Советского Тяжеловоза не существует строгих стандартов для выведения, поскольку этот вид не используют на спортивных мероприятиях или парадах. Однако установленные критерии внешнего вида у советского тяжеловоза все же есть:

  • Рост животного обычно достигает 160-170 см в холке, а вес одной особи — до одной тонны.
  • Голова Советских Тяжеловозов средних размеров, рельефная, с хорошо развитыми ноздрями.
  • Уши небольшие, стоят под прямым углом.
  • Профиль чистой породы должен иметь выпуклую форму.
  • Для тяжеловесов характерна короткая шея и мощный корпус.
  • Спина изогнута и заканчивается крепким крупом.
  • Ноги лошади средней длины с ярко выраженными суставами.
  • Копыта невысокие и широкие, с плотной роговой пластиной.
Читайте также:  Ветеринарные мероприятия новорожденных телят в первые дни жизни

Масть Советского Тяжеловоза не имеет четко установленного цвета. Для этой породы характерны гнедой, буланой, рыжий, вороной и чалый окрас. Допускаются белые отметины на морде. Грива и хвост густые, окрас зависит от линии породы.

Среди особенностей характера выделяют:

  • спокойствие;
  • кротость;
  • неприхотливость;
  • выносливость.

Советский Тяжеловоз хорошо относится к человеку и редко проявляет агрессию. Подобные черты характера являются заслугой селекционеров, которые отбирали самых покладистых жеребцов для разведения. На сегодняшний день уравновешенность и флегматичность являются фирменными признаками породы, поэтому непокорных скакунов не допускают к случке.

Советский Тяжеловоз не переносит грубости и физического насилия. На лошадь нельзя повышать голос, иначе можно вызвать у нее приступ паники. С Советскими Тяжеловозами следует общаться спокойно и уверенно. Этот вид хорошо различает вербальные команды, и небольшое поощрение заставит их работать усерднее.

Порода славится высоким уровнем интеллекта, за счет чего животных используют для работы на лесопилках. Однако перед этим жеребец должен пройти обучение в течение года: неподготовленное животное может стать причиной аварии и многих жертв.

Заключение

В России, пожалуй, это сегодня единственная порода тяжелоупряжных лошадей, которая не стоит на грани исчезновения. Особенной популярностью пользуются Владимирцы в северных регионах страны, где люди издавна любят мощных тягловых коней. Владимирцев охотно покупают также и любители конных прогулок по полям. Благодаря спокойному характеру и крепкой нервной системе Владимирский тяжеловоз является надежной лошадью для поездок в леса и поля.

Рекомендуемые записи

Донская порода лошадей

Буденновская порода лошадей

Орловская порода лошадей

Голштинская лошадь

Вятская порода лошадей: характер, высота в холке

Башкирская порода лошадей

Породы лошадей с фотографиями и названиями

Лошадь Русский тяжеловоз

Андалузская лошадь

Советский тяжеловоз

Эта порода была получена в результате скрещивания местного поголовья лошадей упряжного типа самого разнообразного происхождения с бельгийскими брабансонами.

По сравнению с брабансонами представители новой породы отличались сухостью, подвижностью, более мелкими размерами, гармоничным телосложением. Официально советские тяжеловозы были зарегистрированы в 1952 году. Краткая характеристика:

  • масть – рыже-чалая, рыжая, реже — гнедо-чалая или гнедая;
  • живой вес жеребцов — до 800 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — 160-170 см (их относят к группе крупных тяжеловозов);
  • экстерьер: голова среднего размера; мускулистая шея средней длины; низкая и широкая холка; широкая спина, иногда провислая (мягкая); круп раздвоенный, свислый; ноги крепкие, сухие, средней длины.

Абсолютным рекордистом породы признан жеребец Форс, который смог провезти груз в 22991 кг весом на 35 метров. Кобылы обладают очень высокой молочностью. Рекордисткой по надою стала кобыла Рябина, давшая за 338 дней лактации 6138 литров молока.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Тяжеловозных пород лошадей в мире существует несколько десятков, и разводят их во многих странах на всех континентах. При чем, большинство из них выведены в основном за последние лет двести. Известных пород лошадей тяжеловозов, сохранившихся в первозданном виде, в настоящее время существует всего несколько и специалисты называют их коренными породами, от которых и были выведены все остальные. Коренные породы лошадей тяжеловозов практически все родом из Европы.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Брабансон — бельгийская тяжеловозная порода лошадей. Эти мощные лошади являются потомками средневековых рыцарских коней. Современные брабаносоны почти не отличаются от своих прародителей, они сохранили пропорции их форм, стать и силу. Высота брабансона порядка 1,7 метров, вес около 1,2 тонны. У них преобладает гнедая и рыжая масть. Отличаются спокойным и покладистым характером, большой силой, высокой работоспособностью и неприхотливостью к кормам.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Формы у брабансонов пропорциональные, небольшая вытянутая голова, мощная, широкая и короткая шея, могучее массивное тело. Как и у большинства тяжеловозов у брабансонов короткие, сухие но мощные ноги. Эти лошади отличаются большой силой, высокой работоспособностью и неприхотливостью к кормам. Несмотря на свой мощный вид, брабансоны обладают спокойным и покладистым характером. Они быстро усваивают голосовые команды и хорошо им подчиняются. Брабансоны являются родоначальниками многих тяжеловозных пород.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Клайдсдейл — шотландская порода лошадей тяжеловозов. Клайдсдейлы выведены в Шотландии более двух веков назад скрещением местной породы с английской и бельгийской породами тяжеловозов. Результатом длительной селекционной работы стала сильная и выносливая лошадь, внешне больше похожая на верховую чем на тяжеловозную. У клайдсдейля не слишком массивный круп, но с мощной грудью, крупная голова, длинные уши и короткая шея. Мускулистые ноги с массивными копытами, ниже колен покрытыми длинной густой шерстью, это так называемые «щетки» или «фризы». По масти клайдсдейлы обычно вороные, чалые, рыжие и гнедые.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Шотландские тяжеловозы выводились для работы на фермерских угодьях, но с появление машин надобность в этом отпала и это едва не привело к их исчезновению. В 80-х годах прошлого века их разведение возобновилось чисто для развлекательных целей. Благодаря спокойному нраву и хорошей проходимости они отлично подходит для экотуризма, что повышает их популярность у заводчиков лошадей. Сейчас их насчитывается несколько тысяч особей.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Шайр — английский тяжеловоз, считается одной из самых древних пород. Считают что шайры это прямые потомки коней римских легионеров. Шайры признаны самыми высокими лошадьми, их высота в холке обычно более 180 см, нередко встречаются особи ростом выше 2 м. Так как вес шайров часто превышает 1,2 тонны, их по праву считают самыми крупными и мощными среди всех лошадиных пород. У них большая голова с широкой лобной частью, длинная и мускулистая шея, низкая холка, массивная широкая грудная клетка, округлый круп и мощные мускулистые ноги. Масти шайров в основном гнедая, серая, рыжая и вороная. Для них характерна лысина на голове и белые «чулки» на ногах.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Современные шайры выведены около 200 лет назад. Они, так же как и их рыцарские предки, долгое время служили в европейских армиях, перетаскивая тяжелые орудия и повозки со снаряжением. В мирных целях их использовали в сельском хозяйстве, особенно при вспашке земли и перевозки грузов, для буксировки барж. С появлением техники шайры как тягловая сила отошли на второй план, но с успехом используются в развлекательной сфере. И с хотя работы по селекции продолжаются, но внешний вид и параметры этих лошадей строго чтутся конезаводчиками. Разведением шаров занимаются во многих странах мира.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Першерон — французская порода лошадей тяжеловозов. Одна из тяжеловозных пород которая, при недюжинной силе и выносливости, имеет довольно изящные формы и напоминает верхового скакуна. Благодаря использованию при выведении этой породы арабских лошадей, першерон не выглядит громоздким. У него форма крупа, грудь, спина, размеры головы, шеи и сухих крепких ног, всё гармонично. При росте 1,62 м, его вес не превышает 800 кг. Единственное что выдает в першероне тяжеловозную породу, это его широкие копыта.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Считают, что в жилах першеронов смешалась кровь бретонских, булонских и арабских лошадей. Несмотря на большие габариты, першероны обладают лёгким грациозным ходом и небывалой ловкостью. Это умные, покладистые лошади с добродушным характером. Раньше их использовали в основном на полевых работах, сегодня же их можно встретить в цирке, или в туристических компаниях, где их используют для конных прогулок. Жеребцы першерона очень популярны для улучшения характеристик других пород лошадей. Во Франции популяция першеронов, как национального достояния, приветствуется и субсидируется на государственном уровне. Фермеры использующие в своих хозяйствах этих лошадей получают финансовую поддержку.

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Коренные породы лошадей тяжеловозов

Суффолк

Английская порода, которая была официально зарегистрирована в середине 18 века. Использование этого коня для сельскохозяйственных работ обусловлено тем, что он намного быстрее выполняет пахотные работы в связи с отсутствием щёток на ногах. Глинистые грунты Англии до появления механизированной техники обрабатывались именно Суффолками.

Суффолк

Массивное туловище визуально делает конечности лошади менее широкими, однако это лишь иллюзия, так как кони очень сильные и выдерживают серьёзные нагрузки. Также стоит отметить покладистость и дружелюбие животных, поэтому их часто привлекают для проведения иппотерапии.

Суффолк

Суффолк имеет однотонный окрас, который представляет собой вариации каштанового цвета. Иногда можно встретить особей с белым пятном на лбу. В настоящее время вид используются для конных прогулок, в лечебных целях или в конном спорте.

Суффолк