Виды и породы лошадей тяжеловозов — описание и характеристики

Русский тяжеловоз – отечественная порода тяжелоупряжных лошадей. Усилиями селекционеров в ней собраны лучшие рабочие качества европейских тяжеловозов. Именно это позволяет её представителям стабильно занимать призовые места на всевозможных выставках. Описание русских тяжеловозов и интересные факты о них – в этой статье.

Происхождение вида

История их берет свое начало со средних веков, когда лошади являлись практически одним из немногих средств передвижения, которые могли использовать воины. Но для обычных лошадей перевозка рыцарей с тяжелым обмундированием была очень сложной задачей. Возникла несомненная потребность новой породы лошадей, которые смогли бы не только транспортировать различные тяжести, но и быстро преодолевать различные препятствия на своем пути. Но все же в то время тяжеловозные породы лошадей быстро уставали и довольно долго восстанавливались по сравнению с обычными.

История их берет свое начало со средних веков, когда лошади являлись практически одним из немногих средств передвижения, которые могли использовать воины.

Кстати, в таких странах мира, как Америка, Англия, Франция и Бельгия спрос и популярность на подобные породы лошадей не падает и нынче. На сегодняшний день селекционеры вывели всего около 30 видов подобных животных. За границей наиболее популярны 6 из них. В России отечественными селекционерами были выведены 3 разновидности тяжеловозов: русская тяжеловозная, советская и владимирская породы.

История породы

История тяжеловозов уходит в глубь веков. Первые упоминания о крупных и сильных лошадях датируются серединой XI века. Чтобы вывести идеальную породу тяжеловозов, потребовалось несколько столетий. Разведением и скрещиванием лошадей интересовались еще английские короли Вильгельм I и Генрих II. Именно солдаты Вильгельма I привезли в Англию «большую лошадь Средневековья». Такие кони выдерживали на себе вес рыцаря в доспехах, за что очень ценились в то время.

По приказу Генриха II в Англию попал крупный бельгийский тяжеловоз, ставший еще одним прародителем шайров. Во времена Генриха VIII коннозаводчикам запрещалось разводить тяжеловозов ростом меньше 150 см. Для улучшения породы в страну привезли лошадей из Германии, Бельгии и Голландии.

Однако особую роль в развитии породы самых крупных лошадей в мире сыграла королева Елизавета. Она требовала от коннозаводчиков увеличения поголовья тяжеловозов. Кроме того, были ужесточены правила скрещивания лошадей. Теперь заводчик, который пускал на племя представителя с низким ростом, обязан был выплатить штраф. Экспорт и импорт лошадей строго отслеживался. Особей с недостаточными характеристиками не вывозили даже в соседние государства.

В конце XIX века в племенной книге впервые был указан родоначальник породы. Это был жирный конь по кличке Слепая Лошадь, хотя жеребец слепым не был. В это же время была создана организация коннозаводчиков, члены которой составили подробные характеристики породы и выпустили свод правил по разведению коней. С этого момента самые сильные лошади стали постоянными участниками престижных выставок.

Интересно, что с названием тяжеловозов определились не сразу. Сначала самая большая лошадь в мире именовалась просто «великой». Затем «великий» конь стал называться «английским», «староанглийским», «линкольнширским великаном». Позже порода шайр получила свое официальное название от английского слова «графство», хотя это слово к тяжеловозам применял еще Генрих VIII.

В Европе большие лошади получили невероятную популярность. Их охотно покупали и разводили на многих фермах. В начале XX века коней стали отправлять в США. Сначала жирный конь из Англии не особо пользовался спросом у американских коннозаводчиков. Однако потом об английских тяжеловозах стали говорить так же часто, как и о местных першеронах. В России шайров не разводили, но коней привозили для улучшения местных пород. И хотя некоторые тяжеловозы обладали лучшими характеристиками, английский жирный конь не сходил со своего пьедестала.

Шайрам принадлежат рекорды роста и веса. Даже жеребцы средних размеров поражают своей мощью. Это не только самый большой конь в мире, но и самый толстый. По силе ему тоже нет равных. Жеребец Мамонт в 1846 году установил абсолютный рекорд в размерах. Его рост достигал почти 220 см, а вес составлял более 1500 кг.

Долгое время тяжеловозы пользовались большим спросом у фермеров, ведь эти кони выполняли сложные полевые работы. В городах и деревнях их использовали в качестве гужевого транспорта. Однако технический прогресс поставил породу на грань выживания. Шайров становится все меньше, поэтому каждый чистокровный представитель породы ценится очень высоко. Заводчики стараются сохранить поголовье легендарных коней, тщательно отслеживая судьбу каждого жеребенка.

Читайте также:  Витамины для поросят и свиней вьетнамских

самых больших лошадей в мире

Диггер – Шайр. Член королевской конной гвардии. Рост его составляет 196 см. Вес Диггера – 1200 кг. Этот конь попал в книгу рекордов Гиннеса, так как продолжает расти, хотя ему уже 12 лет. Такое аномальное развитие скелета и мышечной массы не могли оставить иппологов со всего мира равнодушными к Диггеру.

Крэкер – Английский жеребец. Рост коня составляет 198 см, а вес – 1200 кг. Животное за день съедает 2 тюка сена, несколько килограмм зерна и выпивает до 130 литров воды.

Бруклин Сьюприм имеет рост в 198 см, но при этом вес животного составляет целых 1451 кг, что кажется почти нереальным учитывая высоту в холке животного.

Нордрэм Лэскомб – конь Шайрской породы. Вес Нодди составляет целых 1300 кг, а рост лошади – 205 см. оседлать такого гиганта сможет не каждый наездник.

Мерин из Великобритании по прозвищу Дюк стал рекордсменом благодаря огромному росту тела – 207 см. Вес Дюка превышает отметку в 1310 кг, животное имеет гнедую масть, а отсутствие гривы заменяет длинная и пышная челка.

Доктор Ле Жер – чистокровный Першерон. За всю историю представители этой породы даже примерно не приблизились к показателям доктора из Франции. Этот Першерон достигает веса в холке в целых 213 см, а вес коня – 1400. Это крупная лошадь Франции за всю историю коневодства в стране.

Бельгийский Мерин Биг Джейк («Большой Джейк») – это эталон силы, и выносливости. Рост лошадки составляет 217 см, а вес 1600 кг. Ради семени этого жеребца иппологи со всего мира выкладывают не одну тысячу долларов, дабы перенять размеры этого гиганта.

Жеребец по прозвищу По, так же вошел в историю своим огромным ростом. Рост животины 220 см, а вес достигает 1500 кг. Он легче Биг Джейка по причине экстерьера. Туловище По значительно короче.

Чистокровный Шайр Самсон. О нет уже говорилось выше. Благодаря своему весу (1520 кг) и росту (220 см), он является абсолютным рекордсменом.

Это и есть топ самых больших лошадей в мире. Для того, чтобы добиться таких результатов от животных, их правильно кормят, строят индивидуальные диеты и тратят сотни долларов в день на содержание таких лошадей. Именно по причине дороговизны, в Украине, в России и Белоруссии нет рекордсменов среди коней, так как в странах СНГ их выращивают для промышленных или спортивных целей.

В итоге

Книга рекордов Гиннесса регулярно пополняется новыми именами скакунов. Одна попадает туда, как самая крупная лошадь в мире порода которая почитаться среди большинства иппологов, другая пробежала длинный марафон без остановок, а третье показала лучший скоростной результат на конкретном отрезку расстояния. И все это благодаря коневодам, которые даже вопреки (как часто бывает) убыточности, все равно выращивают лошадей, так как они стали частью их жизни.

Интересно! Конечно же, есть самая большая и маленькая лошадь в мире. На данный момент самым крупным живым рекордсменом считается Бельгийский Мерин Биг Джейк, его абсолютным антиподом является лошадка Эйнштейн. Это самый маленький жеребенок в истории коневодства.

Относится Эйнштейн к породе Пинто, его рост составляет 36 см, а вес всего – 28 кг. Все рекорды среди лошадей делятся на 3 категории: вес и рост, скорость и выносливость, но черный жеребец Фридрих Великий получил собственную нишу среди рекордов собратьев, как самая красивая лошадь в истории коневодства.

Теперь стало известно, какая самая большая лошадь в мире и сколько весит самая хрупкая лошадка в книге рекордов. Но это явно еще далеко не предел.

Разведение и сферы применения на современном этапе

Этих лошадей до сих пор используют в некоторых частных хозяйствах в различных регионах страны. Однако массовая необходимость тех или иных отраслей в наличии этих поистине «железных» конях давно прошла, что постепенно привело к серьезному снижению численности поголовья.

Работы по селекции и усовершенствованию породы ведутся и сейчас, но чистопородных маточных особей практически не осталось, не более 100-120 маток и 20-30 здоровых производителей. Поэтому многие специалисты бьют тревогу относительно будущего этого отечественного вида лошадей, порода фактически находится на грани исчезновения.

Читайте также:  Все про корм для кур-несушек своими руками — пропорции

Спасает ситуацию только яркая внешность и атлетичные данные этих животных. Над улучшением именно этих показателей и работают селекционные лаборатории. Владимирский тяжеловоз все активнее используется в туристическом секторе для различных переходов и спортивной охоты.

Еще одна область применения — городские парки и скверы. Эффектная внешность и покладистый характер лошадей позволяют наряжать их и запрягать красивыми каретами, в которых охотно катаются горожане и гости городов и активно фотографируются на их фоне. В последние годы приобретают популярность и спортивные соревнования на тяжелых животных, причем используют их как в дисциплинах по перевозке грузов, так и в скоростных скачках.

Красота в сочетании с высокой силой делает эту породу уникальной и удивительной, поэтому перспективы и далее радовать своих немногочисленных отечественных владельцев у владимирских тяжеловозов определенно имеются.

Отечественные тяжеловозные породы

Этих лошадей можно без преувеличения назвать гордостью отечественной селекции, они ничуть не уступают своим зарубежными собратьям, а в некоторых случаях могут и вовсе их превзойти по каким-то определенным параметрам.

Владимирский тяжеловоз

История породы начинается в 1935 году: тогда для выведения новых лошадей были взяты представители из Европы, относящиеся к тяжелоупряжным породам. Владимирцы не обладают потрясающей высотой в холке, в среднем она достигает 167 см, а масса – около 750 кг. Популярность породе принесли именное ее силовые качества наряду с выносливостью и неприхотливостью.

Владимирский тяжеловоз

Если говорить об общей характеристике, то она следующая:

  • высота в холке – 165 см;
  • длина туловища – 172 см;
  • обхват груди – 205 см.

Среди положительных качеств породы нужно отметить очень добродушный нрав, неприхотливость к кормовой базе; ухаживать за владимирской породой довольно просто. Молодняк очень скороспелый. Чаще всего можно встретить вороных представителей и рыжих с белыми отметинами.

Русский тяжеловоз

Данная порода появилась на рубеже XIX-ХХ веков при скрещивании упряжной породы с мелкой тяжеловозной – арденской. У этих представителей было далеко не идеальное телосложение. Благодаря целенаправленному отбору совершенствовалась стать. На всемирной выставке, проходящей в Париже, были представлены так называемые «русские ардены», которые произведи неизгладимое впечатление на любителей коннозаводства.

Золотая медаль досталась жеребцу Караваю, приехавшему из Хреновского конезавода. Русские тяжеловозы характеризуются небольшой высотой в холке – около 150 см, но при этом они очень сильные и выносливые. На особенном месте стоит молочная продуктивность кобыл.

Советский тяжеловоз

Представители этой породы появились в результате использования местных пород и бельгийского Брабансона. В отличие от других тяжеловозов, у советских укороченная длина туловища, короткий шейный отдел, конечности крепкие и мощные. Данная порода может похвастаться следующими показателями стандарта:

  • высотой в холке – 160 см;
  • длиной туловища – 167 см;
  • обхватом грудины – 205 смм.

Советский тяжеловоз

Характер у лошадей добронравный, они не проявляют агрессию к людям. Темперамент энергичный и подвижный. Среди особенностей можно назвать:

  • быстрый рост;
  • скороспелость;
  • выносливость.

Все эти показатели сделали советских тяжеловозов незаменимыми помощниками, ведь в то время в колхозах еще не была развита в достаточной мере механизация.

Среди наиболее часто встречающихся окрасов можно назвать рыжий, гнедой, гнедо-чалый и рыже-чалый. Кобылы данной породы отличаются большим количеством молока. Если говорить о рекордах, от одной кобылы было получено свыше 6 000 литров молока за лактационный период.

Битюги

Порода относится к древнерусским, но на сегодняшний момент полностью исчезла. Все, что известно о таких лошадях, – это очень трудолюбивый характер. В среднем в холке они достигали 158 см, преимущественный окрас – мышастый и бурый. Вывели битюгов, скрестив русских тяжеловозов и рысаков. Было у породы и другое название – ломовые лошади, используемые в основном для перевозки тяжелых грузов.

Характеристика

Лошадь владимирский тяжеловоз представляет собою наиболее крупную породу из всех существующих Российских тяжеловозов. Интересно, что вес жеребцов составляет приблизительно 758 кг. И в обхвате груди они достигают целых 207 сантиметров! Кобылы не так уж сильно отличаются собственными параметрами. Обхват груди равняется 196 см, а вот вес их – 685 кг. Самой распространенной является именно гнедая масть. Но могут быть так же, рыжими либо вороными.

Читайте также:  10 причин выбрать козье молоко вместо коровьего

А еще они бывают с белоснежными отметинами на голове и ногах. Представители владимирских тяжеловозов обладают горбатым профилем, длиннющей крупной головой, длинной и мускулистой шеей, ярко выраженной холкой, длинной и широкой спиной, широкой грудью, длинным и наклонным крупом, а так же длинными ногами.

А вот вторая, была выведенной на основе местных кобыл и брабансонов. Две породы лошади данные отличает их удивительное долголетие и скорый темп роста. Их ранее называли русскими арденами (то есть схожими, с одними из самых лучших тяжеловозов в мире).

Разведение

Кобылы и жеребцы крупной породы, несмотря на свои размеры, не требуют специальных условий разведения или строительства новых больших конюшен. Не требуются им и особые условия содержания, необходимые спортивным скакунам. Важными преимуществами тягловых лошадей являются их неприхотливость, минимальная требовательность к кормовой базе и быстрая адаптация к смене погодных условий. Большинство тяжеловозов имеют густую шерсть и гриву, их мышечная масса является надежной защитой от холода, ветра и морозов.

Для разведения качественных тяжеловозов с хорошими рабочими качествами рекомендуется брать не просто чистопородных животных, а коней, продемонстрировавших хорошие результаты на состязаниях по силовым испытаниям. Хотя с началом использования сельскохозяйственной техники спрос на лошадиную силу сильно упал, эти животные и сегодня используются по своему прямому назначению. Лошади незаменимы там, где не может пройти транспорт, или по каким-то причинам невозможна обработка земли трактором.

Для коней, которые находятся на выпасе, главным кормом становится трава. Задача хозяина в этом случае минимальна: дополнить их рацион необходимыми концентратами. Это обеспечит животным прирост мышечной массы и поддержание ее в тонусе. На пастбищах, где недостаточно зелени, или она уже съедена конями, коней даже в летние месяцы подкармливают свежескошенной травой.

При разведении рабочих лошадей им необходимо обеспечить круглогодичные физические нагрузки. Исторически тяжеловозы принимали участие в сельхозработах и летом, и зимой. Взрослому животному необходимо работать по 6-8 часов каждый день с небольшим перерывом на скакуны содержатся на конезаводе, тяжеловесам требуются тренировки 6 раз в неделю. Исключение составляют дни с сильными метелями или гололед. При таких погодных условиях занятия на улице для тяжеловозов отменяются.

Булонская лошадь

Порода древняя, признана в XVII веке. Выведена во французской провинции Булонь. Существует 2 типа: большой тяжёлый и малый. Булонским тяжеловесам присущи следующие особенности:

  • высота в холке — 1,50–1,65 м;
  • масса — 0,7–0,9 т;
  • голова — изящная, с правильным профилем и высоким лбом;
  • шея — с хорошо выраженными мускулами;
  • грудной отдел — глубокий, с округлыми рёбрами;
  • спина — широкая, ровная;
  • конечности — крепкие, короткие, мускулистые;
  • хвост — высоко поставлен, густой;
  • грива — волнистая, короткая;
  • масть — серая (основная), редко гнедая, рыжая;
  • нрав — добрый.

Достоинства:

  • повышенная работоспособность;
  • неприхотливость;
  • хорошо развитый опорно-двигательный аппарат;
  • способность развивать большую скорость движения;
  • выносливость.

К недостаткам можно отнести то, что порода практически исчезла.

История

Лошади тяжеловозы начали свою историю еще в средневековье. Массивные рыцари в тяжелых доспехах и таким же тяжелым вооружением были настоящим испытанием для спины и ног лошади. Мелкие кони на такую работу не годились. Спрос на боевых лошадей, способных нести большой вес, предопределил выведение первых тяжеловозов.

По сохранившимся описаниям, рост лошадей достигал двух метров, живая масса — до одной тонны, они быстро утомлялись, не были приспособлены для скоростной езды, не могли прыгать.

История

С большей или меньшей долей вероятности к потомкам тех лошадей можно отнести современных английских шайров, французких першеронов или бельгийских брабансонов. Животные отличаются могучим и вместе с тем очень гармоничным телосложением, спокойным нравом и невероятной силой.

Арабский скакун

Арабский скакун Арабский скакун считается одной из самых древних пород лошадей. Взрослый чистопородный конь может стоить до миллиона долларов. Рост скакунов может достигать до 150 сантиметров холке. Лошадь имеет отличную мускулатуру, хорошо развитую грудную клетку, изящные и крепкие ноги. Традиционно на рынке можно встретить серых и гнедых скакунов. Дороже всего ценятся вороные скакуны черного цвета, которые выглядят по-настоящему эффектно. Это животное долгожитель и при правильных условиях содержания оно может прожить до тридцати лет. Стоимость Арабского скакуна может достигать 130 тысяч долларов.

Арабский скакун