Все о породе лошадей — советский тяжеловоз

Лошади и сегодня в мире техники являются одними из наиболее необходимых помощников в фермерском хозяйстве. Многие люди знают, как бывает нужно в любое время года перевозить с одного места на другое достаточное количество груза. И при этом не каждый раз есть возможность использовать технику. Советский конь тяжеловоз – наилучший помощник, однако, у него есть отличный собрат – Русский тяжеловоз. В чем особенности этих пород лошадей, узнаем давайте вместе.

Тяжелоупряжные породы коней

Тяжеловозы за работой Работа по утяжелению представителей на западе Европы началась с эпохи рыцарства, она требовала мощных и крупных представителей для оснащенных тяжелой экипировкой всадников.

Поэтому все кони тяжелогрузных видов берут свое начало от мощных рыцарских лошадей.

Особо успешно и результативно проходило воссоздание тяжеловозов в странах Франции, Англии и Бельгии в 18-19 веках.

Тяжелоупряжные особи в наши дни являют собой продукт упорной и долговременной селекционной работы, которая направлялась на возрастание габаритов и мощи коней.

Тяжелогрузные породы были остро необходимы в хозяйстве в селах и деревнях как тягловая сила, и не растратили своего предназначения по сей день. Этот скот выдает диетическое мясо отменного качества и ценный своими лечебными свойствами молочный продукт – кумыс.

  • Русская тяжеловозная. Данный тяжелогрузный вид создан в конце предшествующего века в хозяйствах РФ и Украины методикой непростого производительного смешивания, подбора и выборки в условиях дозированного откорма и пользования в хозяйстве. В создании данной породы участвовали местные особи Украины, горные ардены и иные тяжелоупряжные особи, а еще рысаки и немногие верховые породы. Русских тяжелогрузных особей относят к виду тяжелоупряжных животных некрупной величины, небольших габаритов, им присущ характерный вид сложения тела для тяжелоупряжных особей. У породы ярко выражены упряжные характеристики, экономичны в содержании и некапризны в питании. Их отличает более долгая продолжительность жизни, высокий уровень плодовитости, добрый характер и резвость на подъем. Им присуще удлиненное тело; расширенная грудная клетка; голова среднего размера, которая расширена в лобной части; шея – укороченная и сильная; невысокая холка; спина более удлиненная и расширенная, чем у иных пород; круп удлиненный, отвислый и раздвоен. Ноги спереди недлинные и широко расположены, бывают запавшие запястья; конечности сзади расположены правильно, щетки и копыта небольших величин. Главные масти – рыжего оттенка, рыже-гнедого, рыже-чалого и крайне редко – чистого гнедого. Порода подразделена на внутри породные подвиды: уральский покрупнее и украинский помельче.
  • Советский тяжеловоз. Местные особи от западных тяжелогрузных видов поменяли свое наследственное основание под веянием более тяжелых условий климата и характера содержания, взращивания и выкармливания молодых собратьев. Они были преобразованы в новейший вид крупноразмерного тяжеловоза, который стал отличаться более сухой телесной конституцией, большей подвижностью, усиленной выдержкой и более низким ростом, что их отличает от бельгийских тяжелоупряжных особей. Данную породу утвердили в 1952 году. Конституция тела советских тяжелоупряжных животных суше брабансонов, но отличается рыхлостью. Животных выделяет среднеразмерная голова и шея; в сравнении с другими собратьями – более низкая холка; расширенный грудной скелет; укороченный и расширенный спинной костяк; особо мощный раздвоенный круп; конечности спереди зачастую косолапы, задние конечности сближены в суставах. Масть коней чаще рыжая, иногда с наличием более бледного оттенка гривы и хвоста, рыже-чалая, гнедая, гнедо- чалая. А также вороная, бывает масть серая. Данных породистых особей ценят за выдающуюся мощь.
  • Литовский тяжелогрузный вид. Вид получен в ходе нелегкого смешения местных жмудских особей с конями тяжелогрузных видов. Порода утвердилась в 1963г. Эти представители наделены крепкой телесной конституцией, мощным костяком, ровным характером. Масть, главным образом, рыжая, некоторая часть с гривой и хвостом более бледного оттенка, гнедая, бурая и рыже-чалая.

Скакуны

Когда мы говорим о лошадях, то почти всегда имеем в виду скаковые породы. С одной стороны, это объяснимо: скакуны в силу своей роли и значения в жизни человека всегда были, если можно так выразиться, на виду и остаются в этом качестве и сейчас, с успехом выступая на спортивных состязаниях и в различных шоу.

Даже в наши дни, после механизации большинства отраслей человеческой деятельности, лошади-тяжеловозы остаются незаменимыми при выполнении ряда важных задач. К чести человека, надо сказать, что гордятся этими лошадьми ничуть не менее, чем скаковыми, и устраиваемые среди тяжеловозов соревнования, помимо силы и выносливости, воочию демонстрируют присущую им своеобразную грацию и красоту, которая не оставит равнодушным ни одного поклонника этих замечательных животных.

Читайте также:  Как сделать бизнес на выращивании свиней

Сейчас уже невозможно установить, какие типы лошадей – тяжеловозные или скаковые – появились в жизни человека раньше, да это и не столь важно. Важно другое: уже на заре своей истории, занимаясь одомашниванием лошади, человек чётко разделял, для каких целей ему нужны те или иные породы. Например, согласно дошедшим до нас письменным источникам, в Древней Руси существовало три типа лошадей.

Типы лошадей:

  1. милостные – по всей видимости, аналог современных скаковых или верховых пород. Они были во владении лишь у князей, самых знатных дружинников или у тех, кто был награждён лошадью в знак признания заслуг или же личной милости. Их же посылали в качестве подарка в соседнее государство или княжество.
  2. сумные. Предназначались для перевозки различных грузов в мирной жизни и в военных походах.
  3. поводные, из-за своей неповоротливости использовавшиеся лишь в обозах.

Можно предположить, что именно сумные и поводные лошади стали предками современных российских тяжеловозов.

Схожим путём шли в Европе, выращивая по отдельности лёгкие верховые породы и дестриеров – специальных рыцарских лошадей, способных нести на себе тяжеловооружённых рыцарей. По одной из версий, именно дестриеры стали предтечами современных западноевропейских тяжеловозов.

Отечественные тяжеловозные породы

Этих лошадей можно без преувеличения назвать гордостью отечественной селекции, они ничуть не уступают своим зарубежными собратьям, а в некоторых случаях могут и вовсе их превзойти по каким-то определенным параметрам.

Владимирский тяжеловоз

История породы начинается в 1935 году: тогда для выведения новых лошадей были взяты представители из Европы, относящиеся к тяжелоупряжным породам. Владимирцы не обладают потрясающей высотой в холке, в среднем она достигает 167 см, а масса – около 750 кг. Популярность породе принесли именное ее силовые качества наряду с выносливостью и неприхотливостью.

Если говорить об общей характеристике, то она следующая:

  • высота в холке – 165 см;
  • длина туловища – 172 см;
  • обхват груди – 205 см.

Среди положительных качеств породы нужно отметить очень добродушный нрав, неприхотливость к кормовой базе; ухаживать за владимирской породой довольно просто. Молодняк очень скороспелый. Чаще всего можно встретить вороных представителей и рыжих с белыми отметинами.

Русский тяжеловоз

Данная порода появилась на рубеже XIX-ХХ веков при скрещивании упряжной породы с мелкой тяжеловозной – арденской. У этих представителей было далеко не идеальное телосложение. Благодаря целенаправленному отбору совершенствовалась стать. На всемирной выставке, проходящей в Париже, были представлены так называемые «русские ардены», которые произведи неизгладимое впечатление на любителей коннозаводства.

Золотая медаль досталась жеребцу Караваю, приехавшему из Хреновского конезавода. Русские тяжеловозы характеризуются небольшой высотой в холке – около 150 см, но при этом они очень сильные и выносливые. На особенном месте стоит молочная продуктивность кобыл.

Советский тяжеловоз

Представители этой породы появились в результате использования местных пород и бельгийского Брабансона. В отличие от других тяжеловозов, у советских укороченная длина туловища, короткий шейный отдел, конечности крепкие и мощные. Данная порода может похвастаться следующими показателями стандарта:

  • высотой в холке – 160 см;
  • длиной туловища – 167 см;
  • обхватом грудины – 205 смм.

Характер у лошадей добронравный, они не проявляют агрессию к людям. Темперамент энергичный и подвижный. Среди особенностей можно назвать:

  • быстрый рост;
  • скороспелость;
  • выносливость.

Все эти показатели сделали советских тяжеловозов незаменимыми помощниками, ведь в то время в колхозах еще не была развита в достаточной мере механизация.

Среди наиболее часто встречающихся окрасов можно назвать рыжий, гнедой, гнедо-чалый и рыже-чалый. Кобылы данной породы отличаются большим количеством молока. Если говорить о рекордах, от одной кобылы было получено свыше 6 000 литров молока за лактационный период.

Битюги

Порода относится к древнерусским, но на сегодняшний момент полностью исчезла. Все, что известно о таких лошадях, – это очень трудолюбивый характер. В среднем в холке они достигали 158 см, преимущественный окрас – мышастый и бурый. Вывели битюгов, скрестив русских тяжеловозов и рысаков. Было у породы и другое название – ломовые лошади, используемые в основном для перевозки тяжелых грузов.

Российские породы

Россия всегда была одной из самых крупных аграрных стран, но уникальные отечественные породы тяжеловозов в ней появились довольно поздно. Первыми из них стали владимирские лошади, выведенные только к концу 19 века. Российские тяжелоупряжные породы получились крайне выносливыми, подвижными и неприхотливыми. Также одной из российской пород является Ахалтекинская лошадь.

Читайте также:  Комбикорм для кроликов: состав полнорационного комбикорма

Советский

Для выведения этой породы изначально использовали бельгийских тяжелоупряжных лошадей, но благодаря активному инбридингу, советский тяжеловоз вобрал в себя лучшие качества многих европейских пород.

Скрещенная порода взятая от европейских пород,, в результате чего появилась данная порода

Советский тяжеловоз обладает крепким телосложением. Тело широкое и мускулистое, количество жира минимально, но встречаются и рыхлые особи. Имеет незначительно свислый раздвоенный круп. Грудь широкая, средний обхват составляет 2,07 м. Спина ровная и несколько короче, чем у других пород. Голова среднего размера с выраженным прямым профилем. Конечности короткие, но отлично гармонируют с телом.

Рост взрослой особи достигает 1,67 м, вес жеребцов от 750 до 1000 кг, кобылы меньше – до 650 кг. Обычно встречается рыжая или бурая масть, реже имеют вороной, чалый или гнедой окрас. Советские тяжеловозы имеют податливый характер, любят движение и энергичны при правильном уходе.

Стоимость лошади начинается от 100 тыс. рублей. Тяжелоупряжные кони пользуются меньшим спросом на рынке, нежели другие породы. Именно поэтому цена на некоторых жеребцов с хорошей родословной может превышать стоимость элитных племенных рысаков. Также существует такая порода овец как советский меринос.

Владимирский

Одна из первых отечественных пород тяжелоупряжных лошадей. Для ее создания использовали лучших аборигенных кобыл, а также жеребцов европейских тяжеловесов. Породу официально признали только в 1946 году, но до сих пор при разведении рекомендуется инбридинг.

Достаточно эффективная порода, получившаяся в результате скрещивания

Имеют выпуклый и красивый профиль, длинную и крупную голову, которую обрамляет длинная грива. Телосложение сухое и мускулистое. Все формы тела удлиненные, за счет чего жеребец владимирской породы кажется просто исполинским. Широкая грудная клетка обхватом до 2 м необходима для глубокого дыхания во время работы. Круп может быть наклоненным или свислым. На ногах имеются густые щетки – шерсть, оставшаяся им от английских пород. Высота лошади не превышает 1,73 м, а средний вес взрослых особей варьируется от 658 до 758 кг. Обычно имеют гнедой окрас, но повсеместно встречаются рыжая и вороная масть.

Владимирский тяжеловес известен быстрым созреванием, а также сочетанием энергичности и массивного размера. Имеют спокойный нрав, отлично ладят с детьми.

Если хочется больше узнать про владимирский тяжеловоз, стоит перейти по ссылке.

Цена на лошадь варьируется от 100 до 600 тыс. рублей в зависимости от родословной, экстерьера и рабочих характеристик

Русская тяжеловозная лошадь

Считается одной из самых небольших тяжелоупряжных пород лошадей. Выведены преимущественно из першеронов и брабансонов, но для улучшения качеств применяли и другие породы.

В результате многочисленных скрещиваний появилась русская тяжеловозная лошадь

Рост лошади не превышает 1,65 м, обхват груди до 2 м, а пясти – 22,4 см. Кобылы значительно меньше жеребцов, средний вес взрослой особи составляет от 600 до 700 кг. Имеют уравновешенный и энергичный характер. Коренастое телосложение, сухие и крупные мышцы. Неприхотливые в содержании уходу, приживаются в городских условиях. Чаще встречается рыжий окрас, но нередко русские тяжеловозы имеют бурую или вороную масть. На голове имеется густая грива белого или кремового оттенка.

Стоимость на лошадь этой породы начинается от 75 тыс. рублей. Особи с хорошей родословной и красивым экстерьером стоят значительно дороже.

Отечественные тяжеловозные лошади славятся своей универсальностью. Несмотря на массивное телосложение, они могут набирать приличную скорость. Например, владимирский тяжеловоз преодолевает 2 км за 5 минут, что является эталонным результатом.

Также существует и русская верховая порода лошадей.

Особенности разведения

Популяция (численность) лошадей этих пород сильно пострадала, так как с середины 20 века тяжелые кони утратили свое прямое предназначение и стали не востребованы. Отечественные породы сохранились только благодаря любителям-энтузиастам.

У племенных заводов существует программа разведения, где они продолжают работы по созданию новых, и сохранению прежних пород. В Европе на эти цели выделяет деньги государство, у нас кони сохраняются в основном в частных коллекциях, но селекционеров это не остановит.

Разведение тяжеловозов более простое, чем других разновидностей лошадей. Они приспосабливаются к разным условиям, отличаясь неприхотливостью. Плодовиты: кобыла рожает одного жеребенка, но может приносить пополнение с 3 до 20 лет. Поэтому количество рожденных жеребят от одной лошади достаточно большое.

Читайте также:  Сарай для лошади своими руками

Рацион и кормление

Русские породы лошадей

Основу питания тяжеловозов, как и всех лошадей, составляют трава и сено. Из-за большей массы тела рацион тягловой лошади по сравнению со скаковой или ездовой пропорционально увеличен. Также в нем увеличена доля зерновых культур примерно в полтора раза. Общее количество пищи зависит от силовой нагрузки на животное.

Сбалансированный рацион должен включать:

  • зерновые культуры: 25%;
  • грубые корма: 40%;
  • сочные корма: 35%.

Особенностью питания тяжеловозов является повышенная потребность в сочных кормах, корнеплодах и витаминах. И не стоит забывать о необходимости давать лошадям соль — около килограмма в месяц.

Поить лошадь надо не менее трех раз в день, в сутки взрослое животное выпивает не менее 50 литров воды.

На текущий момент хозяйственное значение всех пород ломовых лошадей невелико, ограниченные секторы мясо-молочного и туристического направлений позволяют получать из разведения тяжеловозов определенный доход. Поэтому разведением данных пород сейчас занимаются только энтузиасты на конных заводах.

Особенности характера

Русские тяжеловозы не отличаются буйным нравом или чрезмерной вспыльчивостью. Они спокойны, характер проявляют редко — идеальные рабочие лошадки. Особого дружелюбия животные не демонстрируют, так как во время разведения упора на эту черту не делали.

Людей больше интересует то, какой вес советский тяжеловоз сможет поднять, нежели его общительность и игривость. Но заводчики, использующие коней для катания туристов или детей, конечно, отбирают самых покладистых особей.

Особенности характера
Особенности характера
Особенности характера

Особенности характера
Особенности характера
Особенности характера

Советский тяжеловоз

Эта порода была получена в результате скрещивания местного поголовья лошадей упряжного типа самого разнообразного происхождения с бельгийскими брабансонами.

По сравнению с брабансонами представители новой породы отличались сухостью, подвижностью, более мелкими размерами, гармоничным телосложением. Официально советские тяжеловозы были зарегистрированы в 1952 году. Краткая характеристика:

  • масть – рыже-чалая, рыжая, реже — гнедо-чалая или гнедая;
  • живой вес жеребцов — до 800 кг, кобыл — до 650 кг;
  • рост — 160-170 см (их относят к группе крупных тяжеловозов);
  • экстерьер: голова среднего размера; мускулистая шея средней длины; низкая и широкая холка; широкая спина, иногда провислая (мягкая); круп раздвоенный, свислый; ноги крепкие, сухие, средней длины.

Абсолютным рекордистом породы признан жеребец Форс, который смог провезти груз в 22991 кг весом на 35 метров. Кобылы обладают очень высокой молочностью. Рекордисткой по надою стала кобыла Рябина, давшая за 338 дней лактации 6138 литров молока.

История создания

Селекционеры создали такой замечательный вид животных путем скрещивания нескольких пород. Вывод данного типа был затруднен, тат как это происходило путем скрещивания местных представителей и коней Бельгийской или Французской крови, что значительно утрудняло весь процесс. Впервые по официальным данным, создать такой вид удалось ветеринарам из Уральских краев, так как скрещивание происходило с участием местных пород животных. С годами каждый селекционер привносил свои изменения, днк показатели смешивались, что было нацелено на выведения нетребовательного, но рабочего вида.

Лошадей породы Русский Тяжеловоз в то время уже признавали как одну из лучших пород в своей сфере. После того как закончилась революция и на смену пришла стабильность, изучением и разведением Русских Тяжеловозов занялись еще серьезней. Уже в 1930-х годах в России был окончательно презентован данный вид.

Хотя не все хозяева и фермеры признавали преимущества животных, в связи с тем, что у них был слишком маленький рост, что в то время было непривычно для содержания и недопустимо. На этом эксперименты не закончились, и уже через 20 лет вопрос с ростом был решен.

Второе название животные получили достаточно интересное и запоминающееся: Русских Тяжеловозов также называют Арденами, что достоверно связанно с корнями.

Рабочие лошадки – Советский и Русский тяжеловозы

Происхождение Урал
Масть Чаще рыжая и рыже — чалая
Рост в холке от 146 до 150 см
Экстерьер Удлиненный корпус, коротковатые ноги,
Использование В сельскохозяйственных целях, для перевоза тяжелого груза и реже езды верхом

Лошади и сегодня в мире техники являются одними из наиболее необходимых помощников в фермерском хозяйстве. Многие люди знают, как бывает нужно в любое время года перевозить с одного места на другое достаточное количество груза. И при этом не каждый раз есть возможность использовать технику. Советский конь тяжеловоз – наилучший помощник, однако, у него есть отличный собрат – Русский тяжеловоз. В чем особенности этих пород лошадей, узнаем давайте вместе.